Инструкция №1

<<Вернуться назад

Действия сотрудников и учащихся в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

1. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказать­ся взрывным устройством

Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте и в это время», не оставляйте этот факт без внимания.
Если вы обнаружили подозрительный предмет около здания школы, в вестибюле, в кабинетах, коридорах и туалетах:

* немедленно сообщите о находке любому сотруднику школы;
* ни в коем случае не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
* запомните время обнаружения находки;
* постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
* обязательно дождитесь прибытия представителя администрации учебного заведения;
* не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
Любой предмет, найденный на улице, в подъезде, в школе может представлять опасность.
Запрещается: предпринимать самостоятельно какие-либо действия с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами — это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

При угрозе взрыва в помещении:

* если вы почувствовали, что взрыв неизбежен, быстро ложитесь и при­кройте голову руками. В этом положении воздействие ударной волны уменьшается примерно в шесть раз. Если есть возможность, ложитесь в месте соединения несущих конструкций (пола и стены);
* не паникуйте, будьте бдительными и внимательными;
* опасайтесь падения штукатурки, арматуры, строительных конструк­ций, шкафов, полок. Держитесь подальше от окон, зеркал, светильни­ков.

Запомните! Наиболее тяжелые поражения при взрыве получают люди, на­ходящиеся в момент образования ударной волны вне укрытия в положении стоя.

2. Получение информации об эвакуации

Сообщение об эвакуации может поступить не только в случае обнаруже­ния взрывного устройства и ликвидации последствий совершенного террори­стического акта, но и при пожаре, стихийном бедствии, техногенной аварии и других действиях, грозящих здоровью и жизни человека.
Получив сообщение об эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте команды руководителя (преподавателя или мастера п/о), не допускай­те паники, истерик и спешки. Классы, аудитории и саму школу покидайте организованно.
Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
Помните, что от согласованности ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.

3. Поступление угрозы по телефону

При получении сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате заложников, вымогательстве и шантаже значительную помощь для предотвращения совершения преступления и розыска преступников окажут следующие ваши действия:

* запишите определившийся на АОН номер телефона, что позволит избежать его случайной утраты;
* постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;
* по ходу разговора отметьте пол и возраст звонившего, особенности его (ее) речи:

  • голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
  • темп речи (быстрый или медленный);
  • произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
  • манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражения­ми);
  • обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или желез­нодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голо­са и т.д.);

*отметьте характер звонка — городской или междугородный;
*обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

Необходимо, если это возможно, в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
— какие конкретные требования он (она) выдвигает?
— выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
— на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуман­ного?
— как и когда с ним (с ней) можно связаться?
— кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонившего максимально возможного промежутка времени для принятия вами решений по удовлетворению его требований или совершения каких-либо иных действий.

Не бойтесь запугиваний преступников, по окончании разговора немедлен­но сообщите о нем администрации школы. Практика показывает, что сокры­тие подобных угроз значительно осложняет положение и способствует безнака­занному совершению преступления.

4. Поступление угрозы в письменной форме

Угрозы в письменной форме могут поступить к вам как по почте, так и в различного рода анонимных материалах (записках, надписях, информации на дискетах и т.д.). После получения документа обращаться с ним максимально осторожно. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
Не мните документ, не делайте на нем пометок. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в от­дельную жесткую папку.
Если документ поступил в конверте, его вскрытие производите только с левой или с правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упа­ковку — ничего не выбрасывайте. Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа. Все это поможет правоохранительным органам при проведении после­дующих криминалистических исследований.
Прием от граждан анонимных материалов, содержащих различного рода угрозы и требования, оформляется их письменным заявлением или протоколом принятия устного заявления о получении или обнаружении таких материалов.

5. Захват в заложники

Любой человек или группа лиц по стечению обстоятельств может оказать­ся в заложниках у преступников. При этом преступники могут добиваться по­литических, религиозных целей, получения выкупа и т. п.
Во всех случаях ваша жизнь становится предметом торга для террористов.
Если вы оказались заложником, рекомендуется придерживаться следую­щих правил поведения:
* не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам; переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
* при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники;
* на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
* не пытайтесь каким-либо образом дать о себе знать на волю, в случае провала это приведет к ухудшению условий содержания;
* если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови.

Помните: ваша цель — остаться в живых.

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, от­личительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуи­ровки, особенности речи и манеру поведения, тематику разговоров и т.д.
Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже нача­ли действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:
* лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
* ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
* если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом администрации учебного заведения, в территориальные ор­ганы ФСБ или МВД по месту жительства по телефону: 02.

<<Вернуться назад

Добавить комментарий